В легендарном фильме «Москва слезам не верит» рассказывается о том, что Антонина, Людмила и Екатерина — три молодые женщины, которые приезжают в Москву из провинции в поисках лучшей жизни. Они живут вместе в небольшом общежитии с другими рабочими фабрики и студентами университета. По вечерам они тайно ходят на свидания, надеясь найти не просто любовь, но и мужчину, который сможет обеспечить им безбедное будущее. Антонина первая находит себе пару. Она быстро выходит замуж, и вскоре у нее появляются дети. Но Людмиле и Екатерине не так повезло. Стремясь представить себя культурными, богатыми женщинами, они выдают себя за дочерей выдающихся советских ученых. Однажды Екатерина заходит слишком далеко. Она влюбляется в мужчину, который обещает ей брак и счастье, пока он не обнаруживает, что на самом деле она работает на фабрике. Чувствуя себя обманутым, он разрывает отношения, хотя Екатерина уже беременна его ребенком. Этот опыт сокрушает Екатерину. Но она находит в себе силы оставить ребенка, поступить в университет и продолжать жить дальше. С течением времени ситуация меняется. Екатерина становится директором огромного завода, в то время как ее бывший возлюбленный остается тележурналистом. Она больше не нуждается в нем в своей жизни, потому что в свои 40 лет она привлекательная, уверенная в себе женщина. И у судьбы есть сюрприз — встреча с настоящим мужчиной, который сможет оценить ее такой, какая она есть.
Мой самый любимый фильм, фильм на все времена, фильм, который будут пересматривать наши дети и внуки, если им правильно его подать.
Очень жаль, что сейчас молодые люди смотрят на Советские фильмы не как на классику, а как на ретро. Почему-то познания о фильмах советской эпохи заканчивается на лирических комедиях Рязанова и Гайдая. Драматическое кино воспринимается либо с улыбкой типа ‘пускай бабушки смотрят и себя вспоминают, а для нас это все старо ‘, либо с полнейшим отвращением как к самой жизни в то время, так и к Советскому пафосу и идеологии.
Что до этого пресловутого пафоса, так чего-чего, а его в этом фильме совершенно нет. Нет навязанной зрителю идеологии ‘Жить стало лучше, жить стало веселей ‘. Очень реалистичная, в то же время, в меру сказочная картина. Картина, ценность которой определило лишь малое число людей, а большинство только после вручения Оскара. Могло ведь ее и не быть… образ Гоши не понравился цензурному комитету, поскольку совершенно не соответствовал идеалу советского человека — как простой слесарь может знать историю Рима, при этом еще и пить в кадре и вести себя нагло и даже развязно. Могли картину запретить. Чудо наверно, и упорство и связи режиссера помогли появиться ей на свет.
Меньшов снял еще достаточное количество фильмов, заслуживающих внимания, в том числе и абсолютно ‘трешевую ‘, как сейчас говорят, комедию Ширли-Мырли. Но талант его, на мой взгляд, полностью раскрылся лишь в ‘Москве… ‘
Каждая фраза этого фильма заслуживает того, чтобы стать крылатой. А чего стоят всего лишь две песни фильма — заглавная ‘Александра ‘ и плавно переходящая из стихов ‘Что происходит на свете? — Просто зима… ‘ эээх! Дорогого стоят!
Я могу писать и говорить об этом фильме бесконечно. Нельзя даже среди эпизодов выделить актера, который бы не вписался в картину или играл неубедительно. А что говорить о главных героях! Алентова, Муравьева, Баталов, Рязанова…
Пора закругляться и в заключении писать, что у фильма ‘Москва слезам не верит ‘ нет ни единого темного пятнышка: ни в режиссуре, ни в сценарии, ни в актерской игре, ни в работе оператора.
10 из 10