Аэлита (СССР, 1924) — Смотреть фильм

первый советский фантастический фильм аэлита 1924Инженер Лось создает космический корабль для полета на Марс. В полете его сопровождает красноармеец Гусев, мечтающий немедленно организовать на Марсе революцию, и детектив Кравцов, подозревающий Лося в убийстве жены.

Советское кино «Аэлита» (1924) смотреть онлайн бесплатно:

Смотреть фильм «Аэлита» (1924) в хорошем HD 720 — 1080 качестве:

«АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» или сны о революции

— Покажи мне другие миры.
Никто не узнает об этом.(с) (Аэлита)

Голодная и холодная Москва 1921 года напоминала муравейник, где по улицам туда – сюда сновали тысячи людей, звенели трамваи, проезжали машины. Вокзалы выплескивали в город все новые волны крестьян, одетых в лапти и драные кацавейки, Они вливались в общий поток людей, ищущих жилье и работу, которая гарантировала бы скудный продуктовый паек. На обломках и из обломков разрушенной страны строилось новое государство. Строительные леса, как скелет его, обрастали стенами домов и корпусами заводов и фабрик. А из хаоса и ошметков разных классов и сословий, из крестьян, рабочих, солдат и тонкого слоя интеллигенции ковалась единая новая общность – советский народ. Люди строили новый мир и, глядя в небо, как инженер Лось, с чертежами «интерпланетонефа» под мышкой, мечтали о новых мирах, межпланетных полетах.

За всем этим в очень секретный аппарат наблюдала королева Марса, Аэлита. Она тоже мечтала о новых мирах, о людях с Земли, которых она видела сквозь линзы аппарата. Такие они странные, эти люди. Со странным обычаем касаться друг друга губами.

«Аэлита» — первый советский фантастический фильм, а так же первый в мире полнометражный фантастический фильм на тему космических полетов и иных планет, теперь уже классика не только российского, но и мирового кино. Экранизация, далеко ушедшая от литературной основы, показавшая зрителю не только жизнь на Марсе, но и жизнь Москвы в начале 20-х годов, что для зарубежного зрителя, да и для зрителя современного – тоже как Марс.

Впечатляет визуальное противопоставление этих двух миров. Суетливый, с постоянно куда–то стремящимися людьми, хаотичный, наполненный движением и эмоциями мир Земли. С такими яркими и характерными персонажами как ревнивый, страстный и мечтательный Лось, его веселая и легкомысленная жена Наташа, скользкий и изворотливый мошенник Эрлих с хитрой и расчетливой женой Еленой, красноармеец Гусев, живущий борьбой и не в меру рьяный сыщик — любитель Кравцов.

И мир Марса, с его холодными, строгими, четкими геометрическими линиями и формами в костюмах, архитектуре, интерьерах, выполненных в стиле конструктивизма. Призмы, цилиндры, круги и конусы. Острые углы и ломаные линии. Вращающийся конус у входа в обсерваторию, напоминающий «Башню Третьего интернационала» Татлина. Жесткость и прагматизм раз и навсегда установленного порядка. Люди, так похожие на роботов. Что Аэлита и Ихошка с коронами из трубочек – антенн, витых жестких лент и спиралей, что Гор и Тускуб в шлемах из металла и пластика. Не говоря уже о рабочих с квадратными коробками на голове и зарешеченными лицами. В случае ненадобности рабочих можно складировать штабелями в холодильниках и размораживать, если для них снова будет работа. Удобно и практично. Чем не андроиды из более поздней фантастики? Кстати, не из идеи ли костюма Аэлиты с тремя дисками – чашечками лифа родилась знаменитая трехгрудая марсианка – мутантка из фильма «Вспомнить все»?

Фильм отличает великолепный актерский ансамбль, в котором прекрасно прописаны и сыграны не только главные, но и второстепенные персонажи. Чего стоит пламенный революционер Гусев, горящий идеями мировой и межпланетной революции, готовый хоть в женской одежде сбежать из дома на Марс, раз жена унесла одежду, пытаясь удержать дома тоскующего без революционной борьбы мужа. Наяривающий частушки под гармошку, покоряющий сердца землянок — медсестер и марсианских служанок, призывающий марсианских же рабов – рабочих к восстанию и созданию советских социалистических республик Марса – замечательный персонаж, созданный Николаем Баталовым. Насколько ярким получился Кравцов – дебютная роль Игоря Ильинского, он несет на себе юмористическую составляющую картины, заявляя о себе, как о незаурядном комедийном актере уже в первой своей роли.

Интересно отозвались судьбы некоторых героев фильма в судьбе их исполнителей. Инженер Лось в прекрасном исполнении Николая Церетелли выжил в киношной голодной Москве. Сам актер Церетелли умер в 1942 году от истощения во время блокады Ленинграда. Эвакуация в Вятку уже не смогла спасти его. Брошенную в подземелье Ихошку, служанку Аэлиты, убивают солдаты во время восстания. Актриса Александра Перегонец, сыгравшая Ихошку, во время войны ставшая подпольщицей в Симферополе вместе с другими актерами театра, в 1944 году была арестована вместе со своей группой, подвергнута жестоким пыткам и расстреляна за три дня до освобождения города от фашистов.

Все марсианские приключения, смерти и революция оказались всего лишь сном. И очнувшийся от грез Лось, вернувшись к живой и невредимой Наташе, безжалостно рвет и жжет чертежи планетолета. Время ли грезить о несбыточном, когда впереди столько реальных дел в настоящей жизни? Может, в своем сне он понял, что борьба за свободу – это иногда всего лишь борьба за власть. Обещания и клятвы любви могут быть просто желанием обладать и повелевать тем, кому эти обещания даются. А загадочные и манящие слова «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» — всего лишь реклама автомобильных шин.

8 из 10

Поделись с друзьями
Турецкие сериалы на русском языке смотреть бесплатно онлайн кино новинки 2024 в хорошем HD качестве на TurSerial.com
Добавьте отзыв о фильме: