«…А в душе я танцую» — ирландский комедийно-драматический фильм режиссера Дэмиена О’Доннелла. В нем рассказывается история двух молодых людей с ограниченными возможностями, Рори О’Ши и Майкла Коннолли, которые встречаются в доме-интернате для людей с ограниченными возможностями. У Рори мышечная дистрофия, и он передвигается в инвалидной коляске с электроприводом, в то время как у Майкла церебральный паралич, который серьезно ограничивает его речь и подвижность. Когда живой и непокорный Рори прибывает в дом, он быстро заводит дружбу с застенчивым и замкнутым Майклом, и между ними образуется прочная связь. Рори поощряет Майкла стремиться к большей независимости, и вместе они обращаются в дом престарелых с просьбой разрешить им переехать в доступную квартиру в городе с проживающей там помощницей. Преодолев сопротивление персонала дома престарелых, Рори и Майкл воплощают свою мечту о независимой жизни. Фильм исследует их новую совместную жизнь, когда они наслаждаются своей свободой, сталкиваются с такими проблемами, как поиск доступного транспорта, и пытаются познакомиться с женщинами. Между Майклом и их ассистенткой Шивон завязывается многообещающий роман.
Тяжело… Как возникла эта тяжесть, после просмотра, так и не отпускает. Хочу найти нечто позитивное и воодушевляющее в идее и смысле фильма. Но внутри все равно эта тяжесть и убежденность, что этот трагизм неисчерпаем и невозможно его ничем облегчить.
Почему существуют здоровые, успешные и наравне с ними, больные и страдающие?
Говорят: «Бог знает в кого метит». А еще говорят, что дух человека сам выбирает себе тело и судьбу. На мой взгляд, эти утверждения нисколько не противоречат друг другу. Видимо, просто необходимо душе прожить именно эту жизнь, с такими вот испытаниями и болью, чтобы обрести что-то важное и необходимое в процессе ее – души эволюции. Именно в этом ключе я и рассмотрю эту историю, с целью абстрагироваться от навязчивого определения болезни, как корня всего зла.
Я вижу Майкла, как обладателя светлой и доброй души, при полном отсутствии (насколько это возможно) эго. Он, конечно, страдает от своей неполноценности, но его терзания связаны с бытовым неудобством собственного положения – он не может объяснить, в чем нуждается его тело, рассказать, о чем думает, ответить на вопрос, предупредить о, замеченной им, опасности, наконец.
Но, несмотря на свою физическую неполноценность, Майкл полноценен и гармоничен внутри. Для него, имеющаяся болезнь – это данность. Он не бунтует против нее. Он просто живет. В своей внутренней гармонии, с, не противоречащими ей, вопросами.И уход из соц. учреждения и начало самостоятельной жизни, для него не бунт и не вызов, а лишь новый виток в жизни на пути к радости. Майк больной, но счастливый человек.
На мой взгляд, наиболее трагична, судьба Рори. Его трагизм в той внутренней дисгармонии, которая порождает постоянное самобичевание, ненависть к самому себе и как следствие, ненависть к людям и миру. Эта ненависть скрыта за сарказмом и насмешливостью, дерзостью и вызывающим поведением. Его разум остро нуждается в том образе жизни, который возможен лишь при физической полноценности и он не умеет принять себя, такого, каким является, и свои ограниченные возможности. Его эго цепляется именно за то, что для него недоступно и упрямо и неистово стремится к обладанию этого.
Его вожделенный уход из соц. учреждения, где все кричит о том, что он так в себе ненавидит – это побег от самого себя в иллюзию и видимость того, кем он мечтает быть. Этот путь обречен. И в доказательство этому, Рори сталкивается с разочарованием и еще большим опустошением. Он вновь и вновь сталкивается с самим собой – тем, кем является на самом деле.
В конце фильма Рори говорит Майклу, что это у него, Майкла, «дар», что целый мир принадлежит ему! Рори прав! Этот «дар» — это принятие себя таким, какой ты есть, это любовь к себе, такому, как есть и как следствие, любовь к людям и миру – путь к радости и счастью!
P. S. Низкий поклон таланту, одного из моих любимейших актеров, Джеймса МакЭвоя!