Героиня фильма «Сельский врач» выпускница столичного медицинского института в первые послевоенные годы Татьяна Казакова получает направление в поселок Горячие Ключи для работы в больнице. Она едет с желанием помогать людям, применяя все полученные от опытных профессоров знания, и уверена, что сумеет успешно вписаться в коллектив. Село находится не так далеко от райцентра, всего тридцать километров, потому в лечебном учреждении трудятся достаточно опытные специалисты, которыми руководит главврач Арсений Иванов Арсеньев, за 73 года жизни сумевший не только обрести уникальную врачебную практику, но и постичь многие правила обычной житейской мудрости. Он спокойно и терпеливо переживает несущественные конфликты, которые невольно возникают в первые дни работы новой сотрудницы, но и Таня довольно быстро убеждается в правоте доктора. Постепенно ее отношение к пациентам и односельчанам позволяет героине полюбить окружающих людей, заслужить их уважение и доверие. Со временем все новые знания в медицине, которые она получила во время учебы находят применение в напряженной работе.
Человек на своем месте
Наверное многие из нас оказывались в положении главной героини фильма, на новом месте ждёт нерадушный приём. Молодого специалиста часто встречают настороженно с недоверием, и конечно провинциальные слухи и косые взгляды. Героине этой картины предстоит изменить ситуацию: перевоспитать начальника, расположить к себе коллектив, взбодрить местную общественную жизнь.
Сюжет простой, подан суховато (в фирменной Герасимовской манере), но не казённо. Диалоги насыщенные, динамичный ритм, есть и шутки и своеобразная романтика. Мы видим героиню в самых разных ситуациях, и в печали и в радости.
Сергей Герасимов многоплановый режиссер, женские образы вершина его творчества. ‘У озера’, ‘Журналист’, ‘Любить человека’ фильмы ставшие классикой отечественного кино, с яркими, необычными героинями не могли появиться на пустом месте и в ранних картинах мастера, таких как скромный ‘Сельский врач’ уже закладывается почва для появления образов будущего.
Тамара Макарова не самая душевная актриса, строгая с холодком, сыграла неплохо. На мой взгляд с возрастом она стала интереснее, появилась особая харизма. Несмотря на сдержанность актрисы чувствуется её полное взаимопонимание с режиссером и возникает какая-то особая интонация фильма, которая раскрывается не с первого просмотра (заметила что многие рецензии зрителей пишутся второпях, после единичного просмотра уже спешат высказать своё мнение). Эпистолярный момент — дополнительную глубину образу придают письма которые героиня пишет московской подруге, это мило и очеловечивает образ.
В заключении хочется отметить что именно эта не броская картина Герасимова заложила основу такого поджанра советского кино как фильмы о сельских врачах.